В Беларуси маловероятно восстановление авторынка ранее 2020 г – эксперт
В Беларуси ранее 2020 года маловероятно восстановление авторынка до уровня продаж, наблюдавшихся в 2014-2015 годах. Такое мнение высказал член правления Белорусской автомобильной ассоциации БАА Сергей Варивода в своем блоге.
Варивода отметил, что рынок легковых автомобилей в Беларуси продолжает стремительно падать. В отдельные месяцы наблюдается двукратное снижение относительно соответствующего показателя прошлого года. Рост цен и снижение продаж в обозримом будущем продолжатся. Эксперт напоминает, что по итогам прошлого года Беларусь вошла в топ-25 рынков новых легковых автомобилей Европы, обойдя соседнюю Украину.
«Первое полугодие нынешнего года, возможно, будет пройдено без потерь. А вот во втором полугодии из-за роста цен на новые автомобили и существенного сокращения доли покупателей с наличными, вероятно, произойдет спад продаж. На мой взгляд, целевой показатель дилерских продаж будет недалек от двух тысяч легковых автомобилей в месяц, а прогноз по дилерским продажам прежний – минус 10% к уровню 2015 года. В силу существенно возросшей монополизации авторынка производителями (дилерами) российских иномарок любой успех или неудача дилерского рынка - это следствие ценовой политики местной Big Five: ВАЗ, Renault, Nissan, VW, Toyota. Резкий скачок цен (16% в среднем по российскому рынку) в первом квартале года в российских рублях на поставляемые из РФ автомобили и такое же ослабление курса белорусского рубля к российскому привели к ощутимому подорожанию легковых автомобилей», - сообщил Варивода.
По его мнению, во втором квартале столь существенного роста цен не будет. Однако до конца года автопроизводители продолжат повышать цены в надежде сократить убытки от реализации автомобилей. Вряд ли это возможно в текущем году, и рост цен на автомобили продолжится весь следующий год, что негативно отразится на объемах продаж.
Среди факторов, которые позволяют белорусским дилерам привлекать покупателей, он называет рассрочку и лизинг.
«Изменение типа потребителей на рынке привело к резкому перетоку клиентов из автосалонов Российской Федерации в отечественные. Без полной оплаты братья-славяне машины не раздают, отечественные же дилеры нынче вовсю предлагают лизинг и рассрочки на часть стоимости автомобиля. Доля покупателей новых легковых автомобилей в России за полгода сократилась втрое», - отметил представитель БАА.
Касательно продаж автомобилей с пробегом, сохраняется их паритет с новыми, при этом ввоз и бывших в употреблении автомобилей, и новых, практически полностью осуществляется из РФ.
«Следствием евразийской интеграции является полная переориентация внутреннего спроса страны на обслуживание товарных автомобильных рынков России. Мы видим изменения, порой существенные, в структуре и каналах ввоза автомобилей из России (через дилеров, неорганизованный ввоз, ввоз новых или бывших в употреблении), но результат последних лет имеет ярко выраженную динамику. Кто бы и что бы ни покупал в сегменте легковых автомобилей, все покупки делаются в России. Ну, почти все. И любые прогнозы относительно перспектив развития отечественного авторынка следует строить на основе первоначального анализа процессов на рынке соседней страны», - отмечает Варивода.
Он прогнозирует, что в 2016 году объем продаж новых автомобилей (включая продажи дилеров и прямые покупки в России) составит 32-33 тысячи единиц (минус 30% к уровню 2015 года).